Зуева Ирина Владимировна, МБДОУ №173

Статья: « Культурная деятельность ребенка»

            Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом.

Ребёнок пребывает в культуре уже в пренатальном периоде, как только у матери пробуждается отношение к нему как человеческому существу. Его включённость в культуру актуализируется рождением, и каждый его последующий шаг развития (возрастной или вневозростной) есть шаг обретения свободы действий в культурах, в том числе освоения культурных пространств (истории культур, глобальных и локальных ценностей и норм повседневной жизни). Осваивая язык, символы, знаки различных культур, он становится носителем уникального культурного контекста, глубина и содержательность которого не обязательно определяется средой. Таким образом, культурная деятельность ребёнка начинается с его первых действий и поступков и носит она изначально мультикультурный характер.

         Первый шаг — пренатальный период и первые годы жизни (примерно до 3-х лет): ребёнок интуитивно осваивает среду обитания как продолжение самого себя. Культура — через каналы личного и коллективного бессознательного (К. Юнг) и через развивающееся в первых актах деятельности самосознание—входит в бытие его душевной и телесной жизни. 

           Второй шаг (примерно с 3-х до 6—7 лет) — осознание своей особенности и «отличия-от» сопровождается интуитивно доброжелательным принятием всей внешней культурной среды как данности. Первые конфликты связаны с фактами ущемлений суверенного права ребенка на собственные культурные практики. Становление характера, начавшееся на первом этапе, во всё большей мере зависит от успешности или не успешности, от опыта преодоления трудностей или поражений в собственных культурных практиках.

Ведущим для этого возраста видом культурной деятельности является игра, в которой ребенок взаимодействует с многообразием искусств, природой, он активно вступает в диалог со сверстниками и взрослыми, с самим собой, свободно фантазирует, используя артефакты в действиях и речи, интуитивно осваивая нормы и образцы поведения и деятельности, мгновенно схватывая культурные идеи и символы и т.п. При этом ребёнок видит в такой деятельности гораздо больше культурных смыслов, чем взрослый, а символизация закономерно имеет для него избыточный и носит поисковый характер. Яркой характеристикой этого периода развития ребенка является его художественное творчество как индивидуальное выражение своих культурных практик.

             Третий шаг (примерно до 11 лет) — образное восприятие и освоение культурных норм и ценностей постепенно углубляется развитием рефлексии, размышляющего и критического отношения к среде, окружению и самому себе. Расширяется предметное использование артефактов и становление своего собственного круга интересов. Сознание ребенка этого возраста все более проявляется как индивидуальное. 

Относительная автономность культурного развития и саморазвития предполагает иной взгляд на проблемы детской лени и не успешности в учении. Педагог, как правило, объясняет её отсутствием воли к выполнению учебной деятельности. С позиций психолога, лень свидетельствует о наличии более сильного интереса к другой деятельности и её большей значимости для саморазвития ребёнка. В его культурных практиках эта, ещё только постигаемая культурная потребность выходит на первый план и оттесняет неуспешную и неинтересную учебную деятельность, в которой ребенок не нашёл культурного смысла.

            Культурное сознание, в котором разум и чувства работают сообща и корректируются рефлексией, способно побуждать к правильному выбору и ценностным решениям. Работа культурного сознания важна для самоопределения и саморазвития.

             Душевная жизнь ребёнка — это культурная деятельность, в которой накапливается и отбирается не только индивидуальный опыт, но и национально-культурный, социально-исторический.

В рамках культурной парадигмы образования процессы воспитания и обучения ориентированны:

в обучении — на познавательный и исследовательский продукт деятельности ребёнка;

в воспитании — на развитие мотивационно-ценностной сферы личности ребёнка, его поведения, деятельности, отношений.

            Детская культура, это совокупность моделей поведения, которые ребенок усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Он положил начало исследованию культуры как целостности, как системы, состоящей из множества взаимосвязанных компонентов. 

           Дети в русских и других народов крестьянских семьях с раннего возраста приобщались к труду. О степени взрослости ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем находил для себя удовлетворение. Уже шестилетние малыши гордились своим трудом. Например, стихотворение Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». В нем говориться не только об эксплуатации детского труда, но и о гордости ребенка за свой труд. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями. Труд рождал достаток и радость. «За труд возьмись, будет жизнь» «Работящим рукам – цены нет».

           Совсем по-иному обстоит дело в современных европейских культурах, включая и современную российскую культуру. Сегодня ребенку надо не просто достигнуть определенного возраста, научиться самостоятельно обслуживать себя, пользоваться элементарными трудовыми операциями, чтобы перейти в общество взрослых. Этого уже недостаточно. В ходе исторического развития сложность орудий труда неизмеримо возросла, а психические и физические способности человека изменились мало. Между уровнем знаний и умений, которого требует от человека современное производство, и реальными возможностями ребенка образовался разрыв. Это и мешает ребенку быть сопричастным к деятельности взрослых и отодвигает процесс взросления до неопределенного времени, сдерживает развитие его личностных качеств. Вместе с тем, многие родители с целью всестороннего развития ребенка начинают искусственно освобождать его от бытовых забот и интенсивно занимаются исключительно интеллектуальным развитием без учета его интересов и потенциальных возможностей, и, тем самым, замедляют процесс естественного взросления ребенка.

            Детство есть культурно-исторический феномен, который можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный цикл индивида и возрастную стратификацию общества.

12 марта 2023 в 10:37

Прикреплённые файлы:

Документ: Статья: « Культурная деятельность ребенка»

Описание файла:

Файл называется: kulturnaja-dejatelnost-rebenka_m0l7i.docx

Это официальный файл организации «Зуева Ирина Владимировна, МБДОУ №173», в нём содержится Статья: « Культурная деятельность ребенка».

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.